воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Криворукость? Или почерк мастера?

В блоге «Мои рукодельные радости» Юлия задала такой вопрос «Говорить ли о недостатках?» - о недостатках своей работы будущему покупателю. Вопрос очень интересный... Оставив свой комментарий в блоге Юли, мы решили порассуждать на эту тему тут, с вами, любимые  наши читатели ;)

Сразу возьмем за константу тот факт, что никто обманывать покупателей не собирается ни в коем разе и речь тут идет совсем не о недобросовестных рукодельницах, которым лишь бы продать, а там хоть трава не расти!
Наоборот, как поступать тем, кто любит то, что делает и ответственен перед покупателем?
Если человек покупает лично, он может вещь повертеть, понюхать, погладить, спросить – получить максимум информации доступными и удобными для него способами. Тут все понятно.

А что делать в случае
on-line продаж? На фото не всегда это очевидно, даже если ты честно фотографировал и со стороны “неровности“.  
Указывать на косяк в описании к товару? Хм… но если ты сам считаешь это косяком – зачем ты выставил на продажу?
Можно подать это как Особенность изделия. Но ведь не всегда такие особенности тянут на статус «Особенностей»))
Описать все и сделать это поводом для уценки – тоже не особо манит, не хочется превращаться в Магазинчик «все по 10».
Наиболее удобным вариантом мы считаем - описывать эти моменты  в переписке с заинтересовавшимся заказчиком? Вроде тут уже все логично укладывается. И ты ничего не скрываешь, и покупатель покупает не вслепую.

Но как быть, если ты, собственно, не считаешь это недостатком. Да, тут строчка чуть качнулась, огибая одной ей ведомый камешек на пути. И это отражает характер самой игрушки! Или – да, эта бусина крупнее остальных, хотя не является центральной, что в данном случае нарушает симметрию. А вот потому что сюда легла именно она. И никакая другая. Да, я пробовала сделать одинаковые бусины. Шаблон и скука. А так, вот именно так – изюм и шарм)))
Что считать недостатками? Что посчитает недостатками в работе покупатель?

Какие есть правила в шитье, например? Первое, что приходит в голову – прямые ровные строчки. Да. Но не всегда это хорошо и уместно. Строчка может быть прямой и на дрянной дешманской блузе – просто человек, проложивший эту строчку, делает стотыщмильенов таких строчек в неделю и просто физически уже не может прострочить неровно. Значит, прямая строчка – не однозначный признак хорошего изделия.
Возьмем строчку неровную – в этом может быть свой шарм, своя душа, свой смысл и намерение.
Так как быть?

И еще одна мысль «на подумать»
Есть в круге личного общения артист. Выступает со сцены на профессиональном уровне. Терпеть не может театры, спектакли, постановки. Не получает никакого кайфа. Цитирую: «Это вы ходите в театр за эмоциями, вот вы их и получаете. Я же смотрю постановку с точки зрения техники, профессионализма. После спектакля я не могу обсуждать эмоции, которые он во мне вызвал. Зато могу обсудить, что было «хорошо», а что «смазалось» из-за того-то и того-то. А если со сцены идет «брак», то сидеть и терпеть до антракта – мучение мученическое».
А еще есть подруга Жанна, не мастер, а ценитель и покупатель ручной работы, которая очень любит хэндмэйд как раз за эти неровности и «червоточинки» - она говорит, что, собственно, по ним она и чувствует Мастера, реального живого человека.

Очень интересно, что думаете по этому поводу Вы, и конечно, интересно мнение покупателей хэндмэйда. Каково Ваше мнение на этот счет? Что важно? Что несущественно?

А еще, вдогонку, небольшая история про чешских рукодельниц. Привез мне один хороший знакомый из Чехии куколку. Зная мою тягу к хэндмэйду, пошел в рукодельный магазинчик, который является пристройкой к дому. Вход в пристройку – вход в магазин, оттуда есть вход в дом и личный двор. Так вот, в этом магазине было много-много разных кукол, смешных и красивых, много еще разного народного рукоделия. Куколку он выбрал смешную, с чуть кривенькой головешкой, простейшим платьем – чудесную обаяшку! По цене эта кукла была не из разряда «лишь бы забрали, отдам подешевке!», совсем нет )) вполне себе такая, знаете ли, цена! Знакомый мой любит пообщаться, да и женщины попались ему словоохотливые, в общем, оказывается, что это семейный бизнес - уже несколько поколений женщины шьют игрушки СВОИМ детям поиграться, а когда те наигрались вдоволь – продают эти игрушки. Неожиданно… Увидев удивление на лице моего знакомого – они сказали – да, да, и эта куколка была сшита для того, чтобы играли наши дети, и они ее очень любили. А теперь мы ее продаем. Он спросил – шьют ли они новую одежду на кукол перед продажей (говорит, хотел уточнить – стирают ли они этих кукол перед продажей, но постеснялся)))? Они говорят – нет, все как создавалось, так и продается. И только так у нее появляется тепло и душевность.
И совсем не было похоже, что они стесняются этого факта, наоборот!
А эта кукла, и правда, очень душевная! Нравится мне безумно! Зову ее Бора, Борочка (что в переводе с чешского значит «странная», «иностранная»).
Вот такой подход.


Так что Вы думаете обо всем об этом? ; )
Наташа ;)

12 комментариев:

  1. Согласна с каждым словом. История про чешских мастериц неожиданна и поучительна!

    ОтветитьУдалить
  2. Наверное надо разграничивать виды рукоделия на продажу. Описанное выше огрехи вполне подойдут к игрушка, там огрехи действительно будут смотреться уместно. Но если брать одежду, то кривая строчка или криво пришитые пуговицы, несовпадение швов, это будет смотреться, мягко говоря, смешно.

    ОтветитьУдалить
  3. Я так думаю , что мухи и котлеты должны быть отдельно))) одно дело- уместная и стильная кривизна. Вот я , сколько ни стараюсь, не могу сделать чумазенького залюбленного заштопанного примитива. Они мне оооочень нравятся, но у самой не хватает умения или еще чего- то. Вот это- стиль, который нужно выдержать. А другое дело- косяки от нерадивости( не неумения! Умения появляются со временем) . Так вот , по моему мнению, если мастер видит и знает свои косяки, то такую работу нельзя продавать. Либо уж тогда честно описывать ее брак. Ведь и в магазинах можно встретить товары с ярлычком " брак". И их покупают. Для кого- то это не важно, кто- то может исправить это сам.
    У меня есть традиция из поездок привозить разные сувениры. Есть глиняный подсвечник из Египта, на котором отпечатались пальцы мастера( видно, как примазывались детали) Есть керамические бусы из Кении ручной работы, где бусинки не идеально ровные и немного отличаются по размеру. Есть пояс из Танзании, расшитый бисером, в котором бисеринки не калиброваны, подвески- обезьяны из дерева с выщерблинкой от сучка. Для меня в таких работах есть особая теплота.
    Не знаю понятно описала или нет)))
    А история с куклой озадачила.

    ОтветитьУдалить
  4. ..... не однозначно все..... думаю так - если работа выполнена с помощью швейной машины и оверлока, то о браке не может быть и речи. В вышивке - как ручной так и машинной тоже НЕ специальные "криво-косо" как-то не в тему будут. Какие-то стилистические ошибки, отход от стандартов образа придают шарм и характер изделию, индивидуальность. Мне нравятся изделия с нарочито кривыми строчками на аппликациях, но опять таки - я как модельер и закройщик вижу, где специально криво, а где просто неумение. Слишком все идеально в рукоделии не бывает, да и не должно быть, я думаю))))) Для покупателей с ГЛАЗАМИ, хватит и фото, чтобы понять что он покупает. А "без глаз" и в живую не угодишь)))) Вот пример из моей жизни - связала шапку сыну крючком, а подруга сказала - как бабушкин ковер вязан - вязка похожа - типа, старо это и не ново)))))).. а на фото ни чЁ так, красиво))))

    ОтветитьУдалить
  5. Хм... очень интересная тема.
    Я очень давно делаю работы на заказ и на продажу, но продаются они в реальном магазине, здесь проще конечно, т.к. покупатель или заказчик видит, что берет! На продажу на сайте решилась буквально на прошлой неделе на ярмарке мастеров. И этот вопрос для меня очень актуален!
    Что касается моей сферы творчества, скрапбукинг, то здесь думаю можно выделить несколько пунктов "брака": неровно приклеена бумага, нет она конечно может быть неровно приклеена, но при определенной структуре работы; те же строчки - сразу бросается в глаза кривизна, там где должно быть ровненько; торчащий клей, деформированная бумага и прочее.
    А главное, нужно уважать своих заказчиков и покупателей!!!! Знаю очень много "мастеров", который готовы чуть ли не кружева от трусов использовать в работе лишь бы снизить себестоимость работы....., со словами "да я вообще это из всякой фигни ненужной сделала" и еще и гордятся этим(((( Для себя пожалуйста, но ни при каких обстоятельствах не на продажу!

    ОтветитьУдалить
  6. Сложный вопрос. Мастер действительно всегда отличит, просто криво сшито, или специально криво. Я обожаю, когда к месту используется кривая строчка, что в аппликации, что в скрапе, к примеру. Но чтобы так криво уметь шить, надо очень хорошо уметь шить ровно.
    Свои рукоделки не продаю. Но даже те, что дарю, проходят у меня контроль качества.

    ОтветитьУдалить
  7. Я против того, чтобы продавать вещи с браком, если от этого брака пострадал внешний вид изделия. Визуально. Ну, не знаю даже какой пример привести... Ну, карман, например пришит криво, хотя явно задуман прямо. Или что-то в этом духе. Мне почему -то стыдно. Но при этом ту же вещь мне не стыдно подарить, если она кому-то приглянется. Но о деффекте обязательно предупреждаю. Если человеку все равно - ради Бога! Пусть забирает. А вообще, правильно тут все говорят, надо каждый случай рассматривать индивидуально. Я, когда отдыхала в Гагре, купила на местном рынке турку. Так продавец мне про нее такого понарассказывал! В кратце: дескать, делают такие штуки два местных мастера, глину берут на Ауадхаре (гора такая, где еще и минеральную воду берут), а ручки делают из самшита, который растет там-то и сям-то. И еще много чего. И меня так потрясло, что я покупаю совершенно новую вещь, а у нее уже целая своя история есть! Так вот у это турки тоже есть небольшой дефект. Но я бы его ни за что и ни на что не променяла! За ним - история, люди, ручной труд. Для меня это очень важно. Я эту турку нежно люблю. Я это к чему... О дефекте меня предупредил продавец, но мне было все равно. Так что покупатели тоже разные бывают. Думается мне, "Говорить ли о недостатках своей работы?" - это один из тех вопросов, на который ответить однозначно невозможно. В любом случае, лично я бы хотела о них знать... Может я вообще не посчитаю это что-то недостатком...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Перечитала сейчас сама себя и подумала, что кто-то может решить, что я сама себе противоречу. Сначала написала, что не надо продавать, потом, что продавайте, только предупреждайте. Уточню, немного. Внчале я говорила о достаточно заметном браке, который может значительно испортить вид изделия. Ну, правда же как-то даже некрасиво такие вещи на продажу выставлять?! А дальше я уже рассматривала какие-то незначительные дефекты, которые возможно и видны или даже не видны, а известны только автору изделия. То что, можно посчитать даже изюминкой. Как-то вот так...

      Удалить
    2. Снова себя перечитала и подумала, что туманно и мутно я все-таки выражаю свои мысли. И какого лешего только 5 лет на филфаке делала, если даже говорить грамотно не научилась(((

      Удалить
    3. Света, все понятно, о чем ты говоришь)))
      о, коллега! я тоже 5 лет на филфаке проучилась. Наташа)

      Удалить
  8. Девочки, спасибо за ваши мнения, интересно читать!

    ОтветитьУдалить